Дизайнер нового мира: как быть в новой реальности?

Привет! Не так давно я выступал в DesignLine с лекцией про то, кто такой дизайнер нового мира и что происходит на российском рынке. Вот основные тезисы, которыми я бы хотел с вами поделиться.

Что происходит на рынке?

  • Спроса на работу было и так невероятно много, рынок дизайнеров (и не только) перегрет. Все больше людей стремятся в IT, этому способствуют онлайн школы, которые выпускают с каждым годом все больше студентов;
  • многие компании ушли из России, часть компаний помогли с релокацией в другие страны, часть компаний оставили команды и сотрудников тут;
  • на рынке много middle-специалистов;
  • соискатели на позиции senior просят в среднем на 30к больше в зарплате;
  • соискатели ищут больше вакансий с релокацией;
  • компании, которые работают в России не рассматривают специалистов, которые релоцировали.

Что ожидают от кандидата?

  • вы не релоцировались. Трудоустраиваясь в российскую компанию будьте готовы, что вам придет отказ именно по причине релока;
  • вы универсальный специалист. Некоторые компании оптимизируют затраты и сокращают штат и избавляются от узконаправленных специалистов;
  • у вас хороший soft skill. Компании все чаще обращают внимание на вашу прокачку коммуникаций и стрессоустойчивость. Они хотят, чтобы специалист выдавал хороший результат, не смотря на внешние события;
  • вы T-shape специалист. Хороши в своей специальности, но можете подхватить работу смежных сотрудников: аналитиков, исследователей, frontend-разработчиков.

Каких специалистов хотят видеть?

  • продуктовые дизайнеры с упором на исследования. Для этих направлений всегда были востребованы исследования, но сейчас особенно, когда необходимо импортозамещать продукты и изучать новые привычки пользователей;
  • фрилансеры. С учетом оптимизации затрат и непонятными перспективами, компании будут чаще прибегать к наемным специалистам на конкретные работы. Компании не надо будет брать в штат специалиста и потом его увольнять, если работы не будет;
  • middle-специалисты. Хорошие руки всегда востребованы, которые помогут быстрее запустить продукт. Исходя из пункта выше, про рынок, тут огромная конкуренция.
  • junior-специалисты. Компании, которые держатся на плаву и получают проекты, все больше будут брать в штат junior-специалистов. Причина одна: джуна дешевле вырастить самому, чем брать специалиста с рынка.

Куда пойти работать?

  • государственные и около-государственные компании;
  • студии / интеграторы, которые работают с государственными заказчиками;
  • “старенькие” студии, у которых есть поток клиентов;
  • фриланс на российский / азиатский рынок;
  • создавать свои продукты и подавать заявку на грант по импортозамещению.

Возможно, общая картина выглядит бесперспективно, но у меня стакан наполовину полон. Это самое благоприятное время для того, чтобы развивать собственные продукты и обучать будущих специалистов IT-профессиям.

Что касается обучения. Сейчас важно для всех онлайн-школ, которые так рьяно гребли бабло все эти годы, выкинуть свои программы обучения и написать новые, сделав упор на новую реальность, а технологичным компаниям обзавестись собственными обучающими центрами.

И да, смотрите на рынок внимательно, изучайте. То что появились фрики типа Росграма, который продает никнеймы за много рублей и Figura — “убийца” Figma, далеко не показатель российской IT-индустрии и делать вывод по ним не стоит. Фрики были всегда. Есть много классных ребят, которые делают отличные и рабочие продукты. Возможно и вы, станете той частью классного продукта.

Дизайнер нового мира // Евгений Шевцов @ DL Pro

Гарнитура Gilroy приобретена в компании Паратайп в двух лицензиях "Веб" и "Десктоп".