В чем профит минимального навыка исследований?

Все мы знаем, (а если не знаем, то запоминаем) что без исследования нашей целевой аудитории мы не сможем построить лучший продукт, отвечающий требованиям нашего пользователя.

«Ошибки и промахи в продуктах возникают из-за неэффективного дизайна, поэтому именно дизайнеров следует винить в том, что они не уделили достаточно внимания разработке интерфейса, ориентированного на человека.»

Дон Норман

Тема с исследованиями удивительна. Между этапом «да зачем это нужно» до «я этим пользуюсь постоянно» происходит очень много интересных вещей.

Хороший дизайнер не просто двигает пиксели. Хороший дизайнер понимает, что делает его продукт, зачем нужен этот продукт, как будет с ним взаимодействовать пользователь.

И тут не нужен навык полноценного UX-исследователя, подтверждать свои гипотезы можно общением с пользователям, сбором обратной связи, проведением коридорных и юзабилити-тестов и использовать лучшие практики тех паттернов, которые используете вы.

Опыт не придет, если только думать об этом. Нужно всего-то начать

Дизайнер, который сталкивается с исследованиями проходит несколько фаз в своей работе:

  • Думает, что это бесполезно. Конечно, ведь ты являешься экспертом в своей области и знаешь, как надо и считаешь, что мнение пользователя для тебя неважно.
  • Пытается проводить исследования. А проведя, понимаешь, что ничего нового и полезного не узнал. Возможно, ты провёл его плохо или не то, которое нужно.
  • Учится проводить и проводит. И результаты поражают — твоим приложением пользуются не так как ты задумывал, пользователи хотят что-то другое и игнорируют очевидные для тебя вещи.

Так или иначе — хорошие исследования приносят пользу и позволяют команде взглянуть на продукт по-другому. У меня было много раз, когда заказчик говорил, что исследования лишь растягивание сроков и бюджета. Расскажу на ярком примере.

История из жизни

Однажды я пришёл на проект для внутреннего пользования, бэк-система для бизнес-заказчика. 

У нас большая команда: продукт овнер, два аналитика, фронт, два бэка, тестировщик и я. 

Проект уже был запущен пару месяцев и интерфейс собирали фронт и бэк на коленке. 

Первое, что я предложил — пойти к бизнесу (они и есть пользователи этой системы) и ещё раз по каждому пути проговорить их пожелания и ожидания. Но как ни странно, мне отказали, мотивировав это тем, что «мы и сами знаем что им нужно и лишний раз дергать их не надо». Окей.

В таком режиме мы делали приложение три месяца. Наконец, день икс настал и мы показали первые версии приложения. 

И каково было удивление, что половину того, что было сделано — можно смело отправить в мусорку, потому что то, что мы делали важным — оказалось совсем не важным, а то что пользователи хотели увидеть — мы недоработали.

8 человек в команде, со средней зарплатой по больнице — 100к превратились в убыток 2млн 400тыс., массу упущенного времени и нарушенных сроков. 

Справедливости ради, не все было плохо и база была подготовлена, но сам факт печалил. Как итог — полностью демотивированная команда, 3 месяца ее работы ушли в стол, а руководство отчитало за впустую потраченные деньги. 

После, ситуация наладилась, встречи с бизнес-заказчиком стали еженедельными, нам стали выделять людей для интервью, собирались фокус-группы и приложение становилось удобнее и полезней. 

Мораль: не игнорируйте своих пользователей, всегда узнавайте о том, чего они хотят и тогда будем вам счастье.

Заключение

После такой истории хочется поучиться и понять, а в какую сторону двигаться. Для вас я собрал полезные ссылки на некоторые материалы.