- 28.07.21
- 823 просмотров
Что если вёрсткой макетов и дизайном займётся один человек?
Сегодня разбираемся с такой темой как верстка макетов. Нужно ли пропускать этап дизайна верстая сразу разметку и где ставить запятую во фразе «Верстать нельзя дизайнить?».
Сегодня разбираемся с такой темой как верстка макетов. Нужно ли пропускать этап дизайна верстая сразу разметку и где ставить запятую во фразе «Верстать нельзя дизайнить?».
Ситуация
Заказчик просит выкатить новый функционал / переработать экран / сделать новую систему и тд. Мы предлагаем ему самый рациональный путь с точки зрения процесса, правильности подхода, ну и чего греха таить — бизнеса (всем нам нужно заработать).
Какой путь мы можем предложить заказчику:
- поисследовать его запрос;
- спректировать пользовательские сценарии и wireframes;
- задизайнить продукт;
- отдать в верстку и ревьюить.
Кристально понятный и прозрачный процесс для обеих сторон. Но какой-то из этапов может быть проигнорирован заказчиком или исполнителем и этому есть ряд причин:
- у заказчика небольшой бюджет;
- даже если бюджет есть, заказчик не хочет закладывать какие-то шаги в работу;
- на проекте нет дизайнера;
- дизайнер сам себе хороший верстальщик.
И в связи с этими пунктами встает интересная задача: давайте пропустим этапы исследования, проектирования, дизайна и сразу сверстаем наш проект.
Проблемы
Скажу сразу: такой подход плох. Далее мы разберем более подробно почему и посмотрим на три роли в таком подходе.
Верстальщик
Если задача прилетает верстальщику, он развернет gulp, достанет свои препроцессоры и начнет работу, параллельно смотря в ТЗ, уточняя у аналитика (если он есть) и заказчика детали.
В таком подходе есть ряд плюсов:
- все страницы открываются в браузере;
- есть логика переходов;
- забиты демо-данные;
- все контролы щелкаются, выпадают и даже есть анимация.
Но и есть ряд минусов:
- верстальщику, возможно, все равно на расположение элементов;
- верстальщик, возможно, не будет задумываться об общей композиции, эстетике;
- верстальщику придется самому продумывать состояния элементов при наведении, нажатии и тд., что может не сложиться в общую картину консистентного интерфейса;
- верстальщику все равно на ментальные модели пользователя, что пользователь хочет, о чем думает, чего опасается.
Как можно увидеть — минусы здесь гораздо весомее, так как могут целиком и полностью отразиться на будущем продукта.
Но надо заметить, что не все верстальщики такие: кто-то ушел в верстку из дизайна, кто-то обладает насмотренностью и вкусом, а кому-то просто не всё равно.
Дизайнер
Если дизайнер умеет верстать и игнорирует часть процессов — это плохо. Если это небольшой проект и ответственный за него сам дизайнер — то верстка имеет место быть, но что будет, если дизайнер начнет верстать что-то масштабное с дальнейшей передачей проекта в разработку.
В большинстве случаев дизайнеру все равно на код. Он не будет использовать препроцессоры, не будет собирать проекты через gulp / webpack и не будет использовать git.
Дизайнер развернет проект на локальной машине или арендованном хостинге и начнет верстать старым дедовским способом.
В век гигабитных скоростей разработка все еще уделяет большое внимание чистоте и легкости кода. Сжатые картинки, минифицированный код, отложенная загрузка скриптов и тд.
На практике, если дизайнер берется верстать, он просто не задумывается об этом: он берет за основу тяжелый фреймворк для верстки (например bootstrap) из которого он использует только сетки, картинки в проекте имеют оригинальный вес, а css код с каждым разом увеличивается, а стили переписываются поверх друг друга через !important.
Плюсы такие же, как и пунктом выше: заказчик доволен, все кликается, забиты демо-данные и верстку можно отдавать в разработку.
Но что будет, если придут новые вводные от заказчика? Или заказчику не понравится данный вариант? Или он может попросить сделать несколько вариантов для сравнения и принятия решения? Тогда сроки и трудозатраты увеличатся, ведь компоненты проще поправить в дизайне и спроектировать новый вариант в той же Figma, чем заново начинать верстать.
Так же ряд проблем возникает на этапах передачи проекта в разработку:
- тяжеловесный код может стать причиной долгого открытия страниц, 80% кода может просто не понадобиться в проекте;
- проект не использует препроцессоры и несконфигурирован под сборщики webpack / gulp / codekit;
- проект не лежит в git и не имеет версионности, а весь код передается через zip-файлы;
- если проект необходимо будет масштабировать или сменится команда — не останется артефактов, куда можно подглядеть: ui-kit / дизайн-система / документация.
В любом случае, небольшие правки от заказчика или полученные данные от исследований могут усложнить разработку, если процесс проектирования и отрисовки макетов был проигнорирован.
Бизнес
И здесь накладывается еще один момент: деньги.
Будь вы фрилансером работающим на себя, главой студии или наемным рабочим в компании — в наших с вами интересах продавать услуги людей из команды, чтобы они не скучали без дела, чтобы компания получила прибыль и как бонус — получили прибыль вы (в деньгах, опыте, удовлетворенности, лучшей версией продукта).
Когда мы пропускаем какие-то этапы — бизнес не продает эти услуги, а значит не зарабатывает.
Если можем увеличить стоимость разработки за счет полноценного этапа — сделайте это, просто продавайте дополнительные услуги с которыми вы или люди из команды могут справиться.
Необходимо объяснить заказчику о важности процесса. Обратите его внимание на то, что если один из этапов будет пропущен — в краткосрочной перспективе он получит экономию времени и бюджета, но в долгосрочной — переделку приложения, дополнительные материальные и временнЫе расходы.
А если посмотреть на исполнителя – с постоянными переделками сотрудник может просто устать и выгореть, как следствие сделать еще хуже свою работу и уволиться.
Что делать?
Если идти по правильному пути, то путь с исследованиями, проектированием, компонентным подходом в дизайне, кликабельными прототипами и созданием документации – наиболее подходящий.
Существует множество продуктов для создания реальных прототипов, которые невозможно отличить от рабочего продукта. На их создание не уйдет много времени, но вы сможете ярко презентовать продукт заказчику и упростить работу верстальщикам и разработчикам.
Таким образом, если заказчик вносит правки, то их можно безболезненно и быстро изменить в макете и прототипе.
После всех согласований можно отдать макет верстальщику, который сделает его pixel perfect, без особо длинных разъяснений как продукт должен выглядеть и работать. Верстальщик будет смотреть в реальный прототип и читать необходимые спецификации.
Заключение
Я не стараюсь сравнять всех дизайнеров и верстальщиков под одну гребенку, но согласитесь, каждый должен быть профессионалом в чем-то.
Дизайнер верстая страницы может упускать технические моменты в верстке, а верстальщик, который не стал дизайнить — упускает важные человеческие потребности и разрешения пользовательских проблем из-за полного погружения в код.
Таким образом продукт получится не до конца цельным и проработанным.
И отвечая на вопрос: Верстать нельзя дизайнить? – где же ставить тут запятую, ответ один — каждый ставит запятую там, где ему нравится.
И помните: все профессии важны и все этапы нужны, а каждый специалист должен заниматься своим ремеслом.