- 19.06.22
- 13067 просмотров
Ультимативный гайд по дизайн-токенам
Дизайн-токены это мельчайшие частицы атомов в системе атомарного дизайна. С помощью токенов можно управлять различными свойствами компонента.
На небе только и разговоров, что о дизайн-системах и дизайн-токенах. Но информация представленная здесь строится исключительно на собственном опыте.
Поводом для написания такого гайда стала практика и упорядочивание всей этой информации в голове. Когда я начинал этот путь, то в русскоязычном сегменте было минимум информации и приходилось по крупицам собирать общие практики.
Сегодня я подвожу итог этой темы и суммирую добытые знания, попробовав составить ультимативный гайд по теме. Хотя бы для общего понимания процесса и наводки, в какую сторону копать для таких же жаждущих знаний.
Дисклеймер
Друзья из frontend — я не разработчик и не претендую на единственно верный процесс. Буду очень рад, если вы дополните мою статью своими комментариями.
Я не призываю использовать токены везде и в каждом проекте. Вводить токены или нет — решать вам.
Для кого статья
Для дизайнеров: которые слышали о токенах, но не понимают как они взаимодействую с кодом, как устроены и что с ними можно делать.
Для разработчиков: которые шарят за код, но к которым пристают дизайнеры, чтобы ввели токены.
Забегая вперед: вариантов и процессов, через которые токены можно компилировать — множество. Это можно делать не только на фронте, но и на бэке. Я расскажу лишь о нескольких вариантах.
В качестве примера у нас:
- два плагина Figma;
- препроцессор SCSS (Sass);
- сервис zeroheight;
- библиотека Amazon Style Dictionary.
Что такое дизайн-токены?
Концепцию дизайн-токенов представили ребята из Salesforce: Джина Болтон и Джон Левин. Они использовали их в своей дизайн-системе Lightning и рассказывали о ней на презентации. На самом деле их использовали гораздо раньше, просто эти ребята стали первыми людьми, кто о них заговорил.
Они рассказали о своем подходе к проектированию, как токены переносят дизайн и как поддерживать кросс-платформенность. Даже разработали свой собственный продукт Theo, который компилирует JSON/XML в нужный формат.
Миссия дизайн токенов — сократить время на разработку и помочь держать несколько приложений в едином виде, оптимизируя стоимость и время на правки. А ещё они помогают дизайнеру и разработчику общаться на одном языке.
Если мы говорим про большие приложения, их массовость по количеству и платформам, то наверняка эти приложения стоят на каком-то фундаменте. Этот фундамент — дизайн-система.
Если вы занимаетесь лендингами или небольшими веб-сайтами, то дизайн-система и уж тем более дизайн-токены вам ни к чему.
Дизайн системы строятся на основе атомарного дизайна, от меньшего к большему, переиспользованию компонентов и их вложенности.
Атомарный дизайн
Если следовать концепции атомарного дизайна Бреда Фроста, то самой маленькой частицей он представляет атом, но у этих атомов есть ещё и свойства: цвет заливки, цвет текста, шрифт, размер и т. д.
Все эти параметры стиля можно указать в токенах и переиспользовать столько раз, сколько захочется, а универсальность решения позволит с минимальной болью внести правки во всём приложении. Нет, во всех приложениях разом, если их несколько.
Дизайн-токены должны стать переносчиком данных со стилями
Получается, что самыми мелкими частицами в атомарном дизайне являются дизайн-токены.
С чего начать?
Прежде чем заниматься токенизацией, необходимо провести инвентаризацию интерфейса в Figma, иначе велик шанс навести бардак.
В качестве примера — цветовые стили.
В некоторых проектах я вижу название стилей по визуальному смыслу. Дизайнер придумал, что его приложение будет фиолетовое, а значит он будет как основной цвет. Создает один стиль primary и лепит его на все элементы, которые должны быть фиолетового цвета.
Ещё я замечаю, что некоторые стили названы по их значению. Так, например, значение зелёного цвета в hex #44BE84 равняется названию самого стиля green.
Здесь я вижу несколько проблем.
Проблема 1. Как объяснить новому дизайнеру, который возьмётся за этот проект, какой стиль и для какого элемента должен быть использован?
Проблема 2. Если нет возможности / времени / ресурса отрисовать макет, то разработчик собирает его из готовых элементов прямо в коде — как ему понять какой цвет где использовать, если вдруг появляется новый, но возможно похожий элемент?
Проблема 3. Глобальные стили. Мы используем один primary-стиль для всего: кнопки, фоны, иконки. Как быть, если иконки нужно перекрасить?
И тут вариантов несколько: или перекрашивать primary, что незамедлительно приведет к перекрашиванию других элементов или разлинковывать стиль и придумывать что-то новое. И это касается не только ваших макетов в Figma, но и кода разработчика — перелинковывать переменные придется и там.
Хуже, когда стили называются не просто primary, а названием конкретного цвета: green, orange, red. А еще иногда red-1, red-2, light-red. Как понять, какой стиль где использовать?
Также, если стиль нужно будет перекрасить, то это повлечет еще большую путаницу в понимании. Например, для стиля green, который используется в уведомлениях, нам придется поменять значение с зеленого на синий. Тогда название стиля green будет, мягко говоря, не соответствовать цветовому значению.
Так как дизайн-токены подразумевают семантическое и понятное описание, для чего они используются, нам необходимо правильно называть стили.
Цвет можно разделить на несколько групп. Это решение не 100% универсальное, отталкивайтесь от своих целей и задач.
Расскажу на одном из примеров, как можно сгруппировать цвета.
- Фоны. Здесь я указываю общий фон, фон для подложек или островков, фон для подложек у островков (если требуется), границы (разделители, таблицы, обводки элементов), акцентный фон, фон для модальных окон с прозрачностью.
- Текст. Отдельный стиль для текста — темный для белых фонов, светлый для ярких фонов. Если надо, то добавляю стили с прозрачностью, для различных подписей и отдельно цвет под ссылку.
- Иконки. Цвет иконок для обычного фона и инвертный, если иконки используются на ярких фонах.
- Кнопки. Кнопки я разделяю на подгруппы и назначаю стили на различные состояния. Иногда я зашиваю в стиль еще и цвет текста и подписываю стили по их назначению.
- Статусы. Если есть индикация статусов — назначаю отдельные стили для них.
Не бойтесь, если ваши основные цвета будут повторяться несколько раз из стиля в стиль. Это поможет вам более гибко управлять различными контролами и не завязываться на глобальных переменных.
Конструкция токенов
Это обычная конструкция, которая помогает унифицировать ваши токены-переменные. Такая конструкция легко ложится на стили в Figma.
[Category]-[Type]-[Item]-[SubItem]-[State]
- Category – категория токена (color, font);
- Type – тип токена (text, background, border);
- Item – элемент (button, table, input);
- SubItem – тип элемента (primary, secondary);
- State – состояние элемента (default, hover, active).
Такая конструкция токена не обязательна, иногда она может выглядеть короче. Всё будет зависеть от ваших условий, фантазий и насколько вы заходите дробить переменные.
Семантическое название токенов
На видео пример: разработчику не нужно вспоминать, а какая тень при наведении на карточку. Ему просто нужно ввести первые строчки переменной и выбрать переменную в состоянии *-hover.
В дальнейшем, при использовании семантического описания переменной, разработчику проще оперировать ими при назначении свойств элементам. К тому же, разработчик всегда может напрямую назвать дизайнеру название токена, что позволит сторонам лучше понимать друг друга.
Дизайн токен = переменная
В мире frontend-разработки (да и backend) токены явление также не новое. К элементам в коде «прокидываются» переменные, которые содержат в себе значение и переиспользуются в компонентах.
Беря за основу опыт frontend — дизайн-токен и есть переменная в коде.
Цвет в коде:
.button {
background-color: #00BFFF;
}
Глобальная переменная цвета в коде:
$frost-sky: #00BFFF;
.button {
background-color: $frost-sky;
}
Дизайн-токен с цветом, как переменная:
$color-button-primary-default: #00BFFF;
.button {
background-color: $color-button-primary-default;
}
Таким образом, дизайн-токены дают больше гибкости, которые позволяют контролировать стили отдельных компонентов, а не влиять на них глобально.
Это полезно не только с точки зрения кода, но и с точки зрения компонентов в вашей дизайн-библиотеке Figma, где вы гибко используете палитру для разных элементов, а не назначаете одно глобальное свойство на всё.
Переменная называется не просто наугад, а несёт в себе семантический смысл, из которого и дизайнеру и разработчику легко понять, о чём эта переменная и что она определяет.
JSON
JSON или JavaScript Object Notation — текстовый формат обмена данными, основанный на JavaScript. Но при этом он может использоваться в любом языке программирования.
Дизайн-токены хранятся в JSON-файле, в котором нет ничего хитрого: обычный текстовый файл, с расширением *.json и специальной древовидной разметкой.
Такой файл генерируется с помощью плагинов в инструментах (Figma, Adobe XD, Sketch), любыми сторонними сервисами (zeroheigh, Specify) или просто пишется ручками.
Разметка файла JSON позволяет каталогизировать мета-информацию в древовидную структуру, которая в последующем будет обрабатываться компилятором. JSON становится единым хранилищем всех дизайн-стилей вашего приложения.
Если вы разрабатываете приложение для web и оно одно, то, возможно, завязываться на токенах не стоит. Синхронизировать дизайнера и пару разработчиков вполне можно.
Но что, если у вас есть веб-приложение, iOS приложение и android-приложение? А что, если у вас несколько приложений, которые выполняют разные функции, но выходят под одним брендом?
Тут и выясняется, что стоимость даже небольших правок может влететь в копейку.
Даже если вы сегодня делаете одно приложение — подстелите соломку, рынок может измениться, а приложений вашей компании может стать больше.
Семантика JSON
JSON-объект — это неупорядоченное множество пар «ключ: значение», заключённых в фигурные скобки { } и взаимодействие с ним проходит, как со словарем.
Ключ — это название параметра (свойства), который мы передаём серверу. Он служит для того, чтобы сервер понял, какой параметр мы передаем.
Например:
Мы передаем значение «#ffffff» (белый цвет) с ключом «color» (цвет) и значение «16px» с ключом «font-size» (размер шрифта):
{
"color": "#ffffff",
"font-size": "16px"
}
Семантика дизайн-токена немного усложняется вложенностью и ключом является «value».
{
"category": {
"type": {
"item": {
"state": {
"value": {}
}
}
}
}
}
Пример токена с цветом кнопки в разных состояниях:
"buttons": {
"primary": {
"fill-border-default": {
"value": "rgb(87,89,206)"
},
"fill-border-hover": {
"value": "rgb(107,110,243)"
},
"fill-border-active": {
"value": "rgb(69,71,168)"
},
"fill-border-disabled": {
"value": "rgba(111,112,195,0.5)"
},
"text": {
"value": "rgb(255,255,255)"
}
}
После того, как мы подвергнем этот JSON компиляции для веб-платформы и пре-процессора SCSS, мы получим следующие переменные:
$color-button-primary-fill-border-default: rgb(87,89,206);
$color-button-primary-fill-border-hover: rgb(107,110,243);
$color-button-primary-fill-border-active: rgb(69,71,168);
$color-button-primary-fill-border-disabled: rgba(111,112,195,0.5);
$color-button-primary-text: rgb(255,255,255);
И далее, в коде можно назначать эти переменные нашим элементам и управлять стилями одним изменением.
Примечательно, что некоторые изменения можно делать напрямую от дизайна к продакшену, минуя этап разработки.
Если все правильно настроить, то дизайнеру достаточно будет изменить цвет стиля в Figma и нажать на кнопку, которая отправит JSON на сервер. Проект пересоберется и изменения выкатятся без боли.
Компоненты из переменных
Переменные сами по себе могут существовать и быть назначены на любой элемент html-страницы. Но я рекомендую некоторые стили оборачивать в так называемые миксины (примеси).
Миксины позволяют создавать группы деклараций CSS, которые вам придется использовать по несколько раз на сайте. Вы даже можете передавать переменные в миксины, чтобы сделать их более гибкими.
Sass документация
За пример возьмем текстовый стиль заголовка, который мы создали в Figma. В нем содержатся:
- семейство шрифтов (font-family);
- размер шрифта (font-size);
- толщина шрифта (font-weight);
- межбуквенное расстояние (letter-spacing);
- высота строки (line-height).
Как это выглядит в JSON:
{
"font": {
"header1": {
"fontFamily": {
"value": "Gilroy",
},
"fontSize": {
"value": "48px"
},
"fontWeight": {
"value": 500
}
"letterSpacing": {
"value": "1%"
},
"lineHeight": {
"value": "72px"
}
}
}
}
Как это выглядит в переменных:
$font-header1-fontFamily: "Gilroy";
$font-header1-fontSize: 48px;
$font-header1-fontWeight: 500;
$font-header1-letterSpacing: 1%;
$font-header1-lineHeight: 72px;
Как это выглядит в миксине:
@mixin header-1 {
font-family: $font-header1-fontFamily;
font-size: $font-header1-fontSize;
font-weight: $font-header1-fontWeight;
letter-spacing: $font-header1-letterSpacing;
line-height: $font-header1-lineHeight;
}
Использование в SCSS:
h1 {
@include header-1();
}
.banner {
@include header-1();
}
.widget {
@include header-1();
}
Что получается в итоговом CSS:
h1 {
font-family: "Gilroy";
font-size: 48px;
font-weight: 500;
letter-spacing: 1%;
line-height: 72px;
}
.banner {
font-family: "Gilroy";
font-size: 48px;
font-weight: 500;
letter-spacing: 1%;
line-height: 72px;
}
.widget {
font-family: "Gilroy";
font-size: 48px;
font-weight: 500;
letter-spacing: 1%;
line-height: 72px;
}
Мы создали конструкцию, которую сможем переиспользовать столько раз, сколько нам понадобится.
Если мы применили эту конструкцию условно 200 раз, то при изменении размера шрифта (или всего стиля текста) и пары кликов на выгрузку из Figma мы безболезненно заменим все 200 стилей.
Но можно и использовать директиву %extend, чтобы наследовать свойства и не нагружать браузер для считывания одних и тех же свойств. Но об этом в другой раз.
Токены и дизайнер
Давайте теперь вернемся и посмотрим, как выглядит процесс выгрузки токенов со стороны дизайнера.
Все что дизайнер видит в инструменте (Figma, Sketch, Adobe XD) это графическая составляющая: квадратики и кружочки, заливку цвета через удобный UI, и настройку стилей типографики.
Но если копнуть глубже, то все это так же состоит из кода, под капотом у той же Figma есть определенные свойства.
Существуют плагины, которые помогают вытаскивать все эти свойства в токены JSON. Работают они по одному и тому же принципу, но отличаются в функционале.
В качестве примера, сегодня рассмотрим два самых популярных плагина:
- Design Tokens
- Figma Tokens
Design Tokens
Плагин Design Tokens позволяет выгружать:
- стили: цвет, текст, тени;
- физические значения: размеры, отступы, сетки, скругления.
В работе со стилями все проще — плагин забирает значения из заготовленных стилей документа, а вот физические значения это танцы с бубнами. Если кратко: нужно готовить фреймы со специальными названиями, чтобы плагин понял, что это токен.
Подробная информация есть в документации к плагину. Так же у плагина есть настройки.
Название файла
Тут общее название, как будет на выходе и расширение. Я советую выбирать *.json
- *.tokens.json
- *.tokens
- *.json
Формат JSON
Здесь необходимо выбрать нужный формат нотации (что это?). Тут выбираете как вам удобнее считывать названия:
- kebab-case (мой выбор);
- camelCase.
Формат токена советую выбирать Original (deprecated). Второй формат W3C удобен для группировки свойств, но может стать проблемой при преобразовании токенов в переменные из-за настроек компилятора.
Настройка префиксов
- игнорирование токенов начинающихся с символов #, ., @
- идентификация названия токенов
Этот раздел советую не трогать и оставить поля, которые заполнены по умолчанию
Префиксы для типа токенов
Префиксы типов означает, как плагин будет искать совпадения по названию ваших компонентов/стилей/фреймов.
Если фрейм назван как size/sizes, то он автоматически подставит нужные числа, указанные в размерах этого элемента, а токен будет начинаться с size-*.
Работа с токенами плагина Design Tokens. Примеры
Теперь, когда все настройки сделаны, перейдем к обозначению токенов в самой Figma. С цветом и типографикой, как я говорил выше — все просто. Достаточно создать эти стили и при экспорте json поставить нужные чекбоксы.
А далее, чтобы выгрузить значения размеров / скругления / брейкпоинтов магическим движением рук, нам надо создать фрейм с названием «_token/***» и положить в него то, что хотим получить в токене. Ниже рассмотрим на примере размеров.
Размеры
Чтобы выгрузить в токен размерную сетку, нам необходимо создать фрейм с названием «_token/sizes», а внутрь положить фреймы со всеми необходимыми размерами. Сами фреймы необходимо назвать «sizes/значение».
При выгрузке токена он получит следующее название: [size-**], значение которого возьмется из размерных свойств.
После выгрузки мы получим следующий код JSON:
{
"size": {
"80": {
"value": 80
},
"120": {
"value": 120
},
"160": {
"value": 160
}
}
}
Переменные в SCSS будут выглядеть так:
$size-80: 80px;
$size-120: 120px;
$size-160: 160px;
Все примеры выгрузки вы сможете посмотреть в документации к плагину и в Playground-файле.
Выгрузка токенов
Выгрузка JSON-файла может происходить в двух вариантах:
- ручная выгрузка на компьютер;
- выгрузка в репозиторий Github.
В случае с Github так же можно пойти двумя путями:
- просто выгружать файл и ответственный человек пересоберет проект и отправит изменения на продакшн;
- настроить автоматическую сборку проекта по изменению файла с токенами.
Figma Tokens
Плагин Figma Tokens хорош всем. Не требует дополнительных настроек и дизайн-токены можно как выгружать из него, так и загружать, если вы изменили что-то вручную.
Большим плюсом является линковка и поддержка документации. Если что-то поменялось в токене: цвет заливки, бордера или описание этого токена, то он автоматически поменяет значение и в вашей документации в Figma.
Стили можно как импортировать из документа Figma, так и создать прямо в плагине.
Плагин имеет два вида работы с токенами: в виде UI интерфейса и размеченным JSON-файлом. Значения для цвета могут быть в hex, rgb, hsl.
Название и ссылки
Название токена именуется через точку и обозначает вложенность. Так например если нам нужно получить переменную $color-button-primary-default нам необходимо в имени переменной написать: button.primary.default. Категория токена подтянется из родительской группы при выгрузке.
В параметр токена мы можем передавать не только прямое значение, но и ссылаться на ранее созданный токен. Это называется alias. Ссылаться на токен нужно через {alias}.
Например. Мы хотим считать цвет через HSL, меняя только параметры saturation и lightness, а hue оставить отдельной переменной.
Создаем токен с наименованием button.base и присваиваем значение 313. Просто число.
Далее создаем токен button.primary.default и вместо прямого значения HSL делаем его гибридным, ссылаемся на базовый токен и крутим saturation и lightness.
Alias в плагине пишется как {alias}, а значит запись для button.primary.default будет выглядеть как:
hsl({button.base},71,55)
А после обработки, вот так:
hsl(313,71,55)
Создаем такие же токены для hover, active. Только не забываем покрутить saturation и lightness.
На примере ниже, переменные сделаны именно таким образом. Если нам необходимо перекрасить основной цвет и его оттенки для разных состояний, нам будет достаточно поменять базовое число в button.base
Обновление документации
Плагин позволяет линковать к слоям Figma параметры стилей. Например для цвета можно линковать: заливку, границы, имя токена, значение токена и его описание.
Достаточно открыть плагин, выбрать нужные фреймы и слои и в контекстном меню токена выбрать, к какому типу линкуется слой.
Загрузка токенов
И как уже упоминалось выше, JSON можно не только выгружать, но и загружать. Если по какой-то причине разработчик изменил значения в JSON файле и сменил несколько параметров, то достаточно скопировать содержимое всего JSON-файла и просто вставить в плагин.
Выгрузка
У плагина есть несколько способов выгрузки JSON-файла, которые прячутся на вкладке Settings:
- локальный файл;
- на сервер по URL;
- в GitHub или GitLab
Так же у плагина есть более расширенная платная версия, о которой мы поговорим в другой раз.
Преобразование из JSON
Мы разобрались, что дизайн-токены хранятся в JSON, что их можно или выгрузить через плагин или написать ручками, но как получить из JSON преобразованные переменные в SCSS-файле?
Преобразователей несколько:
- сервис для документации zeroheight (только цвет и текст);
- продукт Specify, для хранения документации проекта и токенов;
- библиотека Theo от Salesforce;
- библиотека из npm «JSON to SCSS» (только SCSS);
- библиотека Amazon Style Dictionary.
Сегодня посмотрим на сервис zeroheight и библиотеку Style Dictionary.
Zeroheight
Этот сервис очень похож на популярный у разработчиков storybook — программное обеспечение для документации кода.
Но zeroheight более дружественный по отношению к дизайнеру и обладает приятным бонусом: все стили и компоненты можно грузить непосредственно из Figma в пару кликов.
Zeroheight так же поддерживает дизайн-токены, но в ограниченном виде: только типографика и цвет. Никаких танцев с кодом и установкой дополнительных библиотек. Если вам этого хватает, то смело используйте его.
С чего начать?
Необходимо зарегистрироваться в сервисе, подключить свой Figma-файл и добавить стили на страницу. Я подробно рассказывал о сервисе zeroheight в своем обзоре.
Загрузка дизайна
Далее, необходимо выбрать нужную страницу в документации и подгрузить туда необходимые стили. Например цвет.
Дизайн-токены
У сервиса есть блоки форматирования и вставки. Вы можете добавлять текст, элементы из Figma, сниппеты, живой код, таблицы и дизайн-токены. Разметка токенов делится на 2 версии.
Первая версия сразу собирает необходимые форматы:
- Sass
- CSS
- JSON
- iOS
- Android
Необходимо только добавить префиксы к токенам, если это необходимо. Файл с преобразованными переменными можно или скачать или подключить в свой проект по адресу, который предлагает zeroheight.
Вторая версия отдает JSON файл и предлагает подключить его в свой проект, где компилятором выступает библиотека Amazon Style Dictionary.
Таким образом возникает процесс изменения стилей для приложения минуя разработчика. Дизайнер меняет что-то в Figma, загружает по кнопке в zeroheight и на проекте в реальном времени применяются изменения.
Будьте осторожны. Данный способ на бесплатных тарифах не подразумевает какую-то историю изменений или версионность. Если дизайнер что-то поменял в макете и обновил это в сервисе — изменения применятся в проекте.
Amazon Style Dictionary
Если пойти по пути выгрузке JSON, то просто положить его на сервер и радоваться не получится. Необходимо установить специальную библиотеку, которая распознает JSON и конвертирует в нужный формат.
Команда Amazon в 2017 году представила собственную библиотеку, которая помогает преобразовать JSON-файл в переменные для web (css, scss, less), iOS и Android-форматы.
У сервиса есть «песочница», в которой можно поиграться и посмотреть на изменения в демо-карточке.
Сейчас постараюсь простыми словами объяснить, как установить и настроить данный компилятор.
Установка
Дальше мы будем действовать в интерфейсе CLI (command line interface), проще говоря из командной строки.
Для MacOS это встроенное приложение «Терминал», для Windows это «Командная строка» (cmd). Но можно и в любом редакторе кода, который поддерживает данный интерфейс.
Шаг 1. Установка программной платформы npm
Нам необходимо установить глобальную программную платформу npm (Node Package Manager) (что это?) и node.js Это репозиторий для различных пакетов с приложениями. Если говорить на обывательском языке — магазин, где можно скачать приложение.
Установить node.js можно скачав с сайта, выбрав нужную операционную систему
Чтобы проверить, установлены ли у вас node.js и npm можно воспользоваться следующими командами в CLI:
node -v
и
npm -v
Когда мы убедились, что платформа установлена, переходим к установке Style Dictionary.
Шаг 2. Установка Style Dictionary
Введите в командной строке:
npm install -g style-dictionary
После этого дождитесь завершения установки
Шаг 3. Создание проекта
Нам необходимо перейти в нужную папку, где у вас лежит проект и где будет дополнительно развернут Style Dictionary (как указать путь к папке в CLI?).
cd путь к папке
Теперь инициируем базовый проект, он создаст все необходимые директории и файлы:
style-dictionary init basic
После этой команды вы должны увидеть такое:
Copying starter files...
Source style dictionary starter files created!
Running `style-dictionary build` for the first time to generate build artifacts.
scss
✔︎ build/scss/_variables.scss
android
✔︎ build/android/font_dimens.xml
✔︎ build/android/colors.xml
compose
✔︎ build/compose/StyleDictionaryColor.kt
✔︎ build/compose/StyleDictionarySize.kt
ios
✔︎ build/ios/StyleDictionaryColor.h
✔︎ build/ios/StyleDictionaryColor.m
✔︎ build/ios/StyleDictionarySize.h
✔︎ build/ios/StyleDictionarySize.m
ios-swift
✔︎ build/ios-swift/StyleDictionary.swift
ios-swift-separate-enums
✔︎ build/ios-swift/StyleDictionaryColor.swift
✔︎ build/ios-swift/StyleDictionarySize.swift
Это сообщение говорит о том, что созданы файлы для scss, android, compose, ios, ios-swift.
В структуре вы обнаружите папки и файлы:
- tokens — в ней содержатся json с демо-токенами;
- build — все артефакты, скомпилированные из json
- config.json — файл с настройками.
Шаг 4. Проверка
Вы можете пробежаться по файлам и посмотреть, как они сгенерированы и соответствуют ли они данным в JSON. Предлагаю здесь зайти в файл JSON и в ручную поменять несколько значений.
После того как измените, необходимо пересобрать проект командой:
style-dictionary build
Это главная команда, которую необходимо вызывать после того, как вносите изменения в JSON.
Шаг 5. Настройка
Все настройки, которые отвечают за компиляцию ваших токенов находятся здесь.
- source — отвечает за то, из каких папок и какие файлы необходимо конвертировать;
- platforms — массив настроек, который отвечает за платформу, в которую компилируем;
- scss (ios, android, css) — название платформы и внутри нее локальные настройки этой платформы;
- transforms — дополнительные настройки преобразования величин и значений;
- transformGroup — в какой формат файла преобразовываем;
- buildPath — папка, куда будут складываться преобразованные файлы;
- destinations — название файла;
- format — формат, в который будет преобразован JSON
const StyleDictionary = require('style-dictionary').extend({
source: ['tokens/**/*.json'],
platforms: {
scss: {
transforms: ["attribute/cti", "name/cti/kebab", "color/hex", "size/rem"],
transformGroup: 'scss',
buildPath: 'build/',
files: [{
destination: 'variables.scss',
format: 'scss/variables'
}]
}
// ...
}
});
StyleDictionary.buildAllPlatforms();
В этом файле настройки объединяются по платформам и гибко настраиваются форматы и пути. Так же есть ряд дополнительных настроек.
Из дополнительных настроек, на которые стоит обратить внимание это transforms. В этой строчке можно задать конвертацию значений из px в sp/dp/pt/rem, из hex в rgb/hsl, и форматы названия переменных kebab-case и camelCase.
По сути, вся базовая настройка сделана. Нам остается только подкладывать json файлы в нужную папку и собирать проект.
Токены для компонентов
В основном токены хранят в себе базовые стили, такие как цвет, типографика, тени и некоторые значения типа размеров и скруглений.
Но токены имеют гибкую конструкцию и их можно использовать в описании конкретных компонентов. Подробную историю рассказал Кристиано Растелли, который делал дизайн-систему Cosmos для Badoo.
При таком подходе мы можем гибко управлять не только глобальными стилями, но и конкретными компонентами.
Но запомните, что чем больше переменных — тем сложнее их поддерживать. Будьте аккуратнее и разумны.
Если вы уже проделывали такое или собираетесь — напишите мне пожалуйста, поделитесь опытом.
Немного советов
При выгрузке токенов, я выгружаю всегда базовые значения и стили, редко пользуюсь размерами, отступами в самой Figma, а пишу JSON руками.
Делюсь несколькими советами, надеюсь они будут ценны.
Размеры
Я видел несколько неймингов по размерной сетке и в градации сотых чисел и в так называемых «майках».
$size-100: 4px;
$size-200: 8px;
...
$size-s: 4px;
$size-m: 8px;
Но на мой взгляд, такой нейминг не удобен с точки зрения логического понимая и коммуникации. Представим, что разработчик отложил проект на неделю. Вернувшись к нему необходимо заново вспомнить какие переменные используются в размерной сетке и какие значения несут. Еще хуже, если на проект пришел новенький и заучивать все переменные это плохая история.
Я предлагаю вводить базовую величину, которая будет умножаться на определенное число, а в нейминге так и указать, на какое число мы множим.
$size-base: 4px;
$size-x1: $size-base;
$size-x2: $size-base*2;
...
$size-x10: $size-base*10;
Таким образом участникам команды не придется держать в голове всю размерную сетку, а всего лишь ее базовое значение в 4px, а глядя на название переменной можно понять, какое значение будет на выходе. Если мы захотим поставить отступы в 16px, то необходимо использовать переменную $size-x4.
К тому же, если вы захотите изменить базовый шаг, скажем на 2px, то размерная сетка автоматически пересчитается.
Цвет
Цвет можно считать автоматически, подставляя необходимые переменные и используя усилители цвета в SCSS.
Цвет можно считать в HEX, забивая в переменную базовый цвет, осветлять (lighten) или затемнять (darken) его. Как только базовый цвет изменится — палитра автоматически пересчитается. Важно то, что непрозрачность остается 100%, меняется само цветовое значение.
$color-base: #ffcc00;
$color-base-primary: $color-base;
$color-base-hover: darken($color-base,10%);
$color-base-active: lighten($color-base,10%);
Или можно посчитать в HSL, взяв за основу оттенок (hue), изменяя только насыщение (saturation) и яркость (lightness):
$color-accent: 72;
$color-accent-default: hsla($color-accent, 100%, 36%, 1);
$color-accent-hover: hsla($color-accent, 100%, 29%, 1);
$color-accent-active: hsla($color-accent, 53%, 44%, 1);
«A» — в модели hsla это альфа-канал непрозрачности.
Итоги
Как я уже говорил, если вы делаете сайтики и лендинги — вам не нужны дизайн токены.
Но они нужны, если:
- Вы делаете несколько приложений и сервисов, которые должны быть консистентны, иметь единый вид
- Если вы планируете темезацию, будь то светлая и темная тема одного приложения
- Проектируете какое-то white label решение, которое кастомизируется под каждого заказчика.
Подстелить себе соломку — лишним уж точно не будет.
Решение использовать дизайн-токены — не панацея от проблем и я не призываю вас бежать и внедрять их прямо сейчас, это такой же долгий и порой не простой путь.
Но если все же вы понимаете, что вам это необходимо сделать и это точно закроет ваши проблемы, то следуйте простым правилам:
- заручитесь поддержкой разработки и узнайте, насколько они готовы вкладываться в это;
- проведите инвентаризацию текущих макетов в фигма;
- определитесь с категориями, что вы будете подвергать токенизации;
- разложите по смысловым группам стили и приведите в порядок семантические названия. И здесь важно договориться с разработкой о том, как будет понятнее всем;
- выберите необходимый инструмент — простой сервис zeroheight или выгрузка через плагины;
- если через плагины, то определитесь, какая библиотека будет компилировать ваши файлы;
- выстройте максимально прозрачный путь с разработкой, чтобы вы говорили на одном языке;
- и последний, немаловажный путь — наслаждайтесь!