Top.Mail.Ru
Вредные советы при устройстве на работу или как взбесить работодателя – Мамкин Дизайнер

Вредные советы при устройстве на работу или как взбесить работодателя

Вредные советы по трудоустройству, которые помогут точно не получить заветный оффер. Основано на реальных событиях. Нормальные советы внутри тоже есть.

Я Женя, руководитель UX-направления в Usetech. Пишу в своем тг-канале «Мамкин Дизайнер» о дизайне и жизни вокруг него.

Мамкин Дизайнер

Подпишись на телеграм-канал

На протяжении 8 недель, каждый день, я собеседовал дизайнеров на разные позиции и проекты. Повод для написания статьи — боль, которую я испытывал на некоторых интервью.

Истории, которыми я хотел бы поделиться, собраны в формате вредных советов, с помощью которых вам работу точно не найти.

Все истории не вымышлены, любое совпадение является правдой. К сожалению.

В рамках этой статьи мы будем говорить только о плохих собеседованиях и как ожидания могут не совпасть с реальностью.

Справедливости ради, есть и хорошие и даже отличные ребята. Но если говорить только о них, то эту статью не увидел бы свет.

Вредные советы

В основном выделяются два ключевых вопроса к соискателям:

  •  к квалификации
  •  к поведению

А иногда эти вопросы пересекаются между собой. Вредные советы будут строиться на этих двух примерах.

Гуглите на собеседованиях

Напишите о себе в резюме всё, что угодно. Можете указать любой опыт, даже с которым не сталкивались.

Если работодатель будет задавать вопросы по вашему резюме, то попросите подождать пару минут и смело начинайте нажимать буковки на клавиатуре. Ищите ту информацию, о которой у вас спросили.

Работодатель подождет. Наверняка ему самому будет интересен ответ на этот вопрос. Он может и сам не знать, о чем спрашивает.

Пейте пиво, курите, кушайте

Ситуации бывают разные, а собеседования стрессовые.

Порой так хочется затянуться сигареткой и запить стресс пивком, чтобы стало легче. Не сдерживайте себя и всегда помните, что не вы нуждаетесь в работодателе, а работодатель в вас. Поэтому пусть любит таким, какой вы есть.

Ну, а если вы голодны, то грех не заточить пельмешек: на пустой желудок совсем не думается. Ваша речь с набитым ртом будет гораздо лаконичнее. И если вам задали каверзный вопрос, ответ на него можно «прожевать», а работодатель постарается лишний раз не переспрашивать.

Говорите плохо о предыдущей команде

С большим удовольствием вас возьмут на работу, если вы открыто начнете оскорблять свою предыдущую команду и работодателя.

Обязательно упомяните, что там сидят одни дурачки, а вы самый лучший и ценный специалист, это даст вам +100 очков опыта.

Возможно будущий работодатель захочет получить такой же отзыв о себе, когда станет бывшим.

Говорите, что это вы и имели ввиду

Работодатель спрашивает вас по какой-то теме, но вы не знаете? Начните рассказывать что-то постороннее, как сами думаете и как сами чувствуете.

Если работодатель вас поправит и подскажет правильный ответ — смело говорите, что вы это и имели ввиду, просто сказали другими словами.

Оскорбитесь

Не забудьте оскорбиться и быкануть, если чувствуете, что ваш авторитет рассыпается на собеседовании.

Обязательно поставьте под сомнение слова собеседующего вас человека и скажите, что вы знаете лучше, что вы из «новой школы», а все эти сложные термины — всего лишь мода и всего лишь словечки.

Просыпайте, опаздывайте и постоянно переносите

Если вы хотите произвести впечатление на будущего работодателя, то можете смело проспать собеседование и даже не ставить будильник.

Проспали на 10 минут — скажите, что завтра. Наступило завтра и снова надо идти на собеседование? Перенесите еще раз на завтра, но только после того, как вам самим напомнят.

Хорошим тоном будет, если работодатель сам будет вам звонить и интересоваться, как себя чувствуете и не желаете ли придти в другое время?

Забудьте о всех своих проектах

Не нужно заранее готовиться к собеседованию! Вы чего? Покажите кейсы годовой давности, а то, что вы с ними делали — забудьте.

Ну кому это интересно? Ну делали что-то и когда-то. Ну конечно уже забыли! Покажите картинки, а на все вопросы можете смело отвечать: я не помню, зачем ворошить прошлое?

Говорите про своё детство

Если вас попросили рассказать о своем опыте, то смело начинайте рассказ с момента вашего зачатия.

Не забудьте поделиться классными школьными историями, сколько сигарет выкурили за гаражами и как на ваше восприятие дизайна повлияла модница Любка из соседнего подъезда.

Добавляйте в портфолио всё что угодно

Идете на вакансию продуктового дизайнера? Самое время добавить в портфолио все презентации, которые вы делали еще в школе, оформление шапок ВКонтакте и визитки своим знакомым.

Пусть ваш бесценный опыт заметит будущий работодатель, какой вы профи во всех сферах графического дизайна. Это определенно заявка на успех.

Пишите в резюме о том, чего вы не делали

Будет классно, если в резюме укажете опыт своих коллег. Ведь кому какая разница, кто делал исследования, кто проводил аналитику. Вы цифры видели? Видели. Никаких проблем нет, можете смело писать, что не только сталкивались, но и знаете в совершенстве.

Что-то делали с пользователями? Напишите, что это были AB-тесты. Какая разница, что это были юзабилити-тестирования, ну разве работодатель спросит? А если спросит — отличит ли сам одно от другого?

Помните, что вы — самая умная бусинка, которая лучше всех.

Говорите, что вам всё легко даётся

Работодатель напирает и спрашивает за тесты и дизайн-системы?

Скажите, что видели их издалека и что объективно — это самое легкое, что может быть в вашей жизни, и проблем с этим не будет совсем.

То, что вы этого ни разу не делали, — ерунда. Расскажите, как вы быстро учитесь и оптимизируете процессы.

Поиск работы

Но если вы всё же настроены серьёзно — эта часть для вас. Возможно, эти советы улучшат ваши шансы на хорошее собеседование и заветный оффер.

Вы запланировали сменить работу и вышли на рынок: написали подробное резюме, подготовили портфолио и находитесь в поиске. Предлагаю разобрать каждый пункт.

Резюме

Возможно, некоторые пункты покажутся очевидными (спасибо, Кэп), но иногда мне попадаются весьма странные резюме.

Напишите о себе подробно:

  • ваш опыт работы;
  • ваши обязанности и роль на каждом из мест;
  • расскажите, какие практики используете, что считаете важным, ключевые навыки;
  • возможно, у вас есть важные метрики, не скрытые под NDA, — расскажите о них.

Релевантный опыт

Описывайте только то, что соответствует вакансии, на которую вы откликаетесь. Если вы занимались дизайном, а потом ушли консультантом в магазин электрооборудования, то об этом лучше не говорить.

Работодатель обычно не спрашивает, где вы болтались год, а если уж спросит — всегда можно сказать, что был перерыв, или ответить коротко, чем занимались, во время самого собеседования.

Также откликайтесь на вакансии, которые подходят именно вам. Если вы занимаетесь графическим дизайном, баннерами, POS-материалами, то, возможно, не стоит рассматривать продуктовую разработку.

И тут хочется оговориться. Вполне нормально, когда график хочет уйти в продукт. Но я лично знаю таких ребят, которые 10 лет работают в типографии, а потом бездумно рассылают свои резюме направо и налево, чтобы куда-нибудь да взяли. Что там картинки, что там.

Несколько проектов

Если вы трудоустроены в продукт, но занимаетесь еще фрилансом в свободное время, то об этом лучше не писать в резюме.

У будущего работодателя может сложиться не очень хорошее впечатление о вас. Наниматель заинтересован в вас как в специалисте, который полностью занимается его продуктом.

Формулировка в резюме: «а в свободное время я занимаюсь проектами других заказчиков» может, мягко говоря, смутить работодателя.

А будете ли вы заниматься фрилансом в рабочее время? А насколько вы будете погружены в продукт? А насколько вы будете глубоко взаимодействовать с командой?

Не врите в резюме

Описывайте в резюме только тот опыт, с которым вы реально сталкивались.

За несколько месяцев собеседований я проследил одну вещь: я смотрю в резюме соискателя и задаю вопрос исходя из того, что о себе написал сам соискатель. И что удивляет, внятного ответа я не получаю.

И здесь влияют несколько факторов:

  • у соискателя мало опыта, он пишет в резюме всё подряд и чему научили его в онлайн-школе;
  • соискатель хочет получить работу и думает «авось и не спросят»;
  • соискатель подменяет понятия того, чем занимался.

Например:

Строчка в резюме «строил большие дизайн-системы» оборачивалась небольшими UI-китами и кнопочками.

Единственный человек, с кем вы должны сравнивать себя, — это с самим собой в резюме.

Портфолио

Резюме написано, но этого мало. Наниматель хочет оценить уровень ваших работ. И тут необходимо показать будущему работодателю портфолио. Давайте разберемся, как лучше всего это сделать.

Ссылки на гугл драйв, фигму, бихенс, ворд, эксель

Соберите всё своё портфолио в одном месте. Выберите единый сервис, чтобы не приходилось логиниться, регистрироваться и бегать по куче ссылок.

Это может быть Notion, где собраны скриншоты ваших работ с важными аннотациями. Это может быть и Figma, где несколько страниц (или прототип) собраны в одно портфолио. А может быть и любой другой ресурс по типу behance.

Главное: не кидайте кучу ссылок на совершенно разные сервисы.

Ссылки на готовые приложения

На мой сугубо субъективный взгляд, отправка ссылок на работающие мобильные/веб приложениях в качестве работ в портфолио — плохой тон. Если они не подкрепляются макетами.

  • Нельзя проследить процесс. О чем думал дизайнер, как строил свою работу, что оставил после себя;
  • Неизвестно, как это было реализовано и походит ли текущее приложение на ваш дизайн.

Например:

Собеседование с девушкой, которая заявляет в своём резюме ключевую особенность как «авторский надзор». Прошу показать макеты и реализацию.

Тут и выясняется, что макеты не просто отличаются, а в корне разнятся с приложением в реализации.

Из этого я могу сделать вывод, что:

  • авторского надзора нет;
  • нет взаимодействия с разработкой;
  • дизайнер не отстаивает свои решения

Поэтому показать готовое приложение — плохо. Возможно, от ваших макетов там ничего и не осталось.

Релевантные кейсы

Если дизайнер собеседуется, скажем, на позицию продуктового дизайнера, то в портфолио должны быть работы только про продуктовый дизайн. Ну ладно, можно пару логотипов и баннеров.

Например:

Соискатель приходит на позицию продуктового дизайнера. В резюме пишет, что улучшал UX и «на нем уже собаку съел», а в портфолио 10 логотипов, 5 буклетов, 3 баннера. Это выглядит странно.

По такому портфолио нельзя оценить ваш опыт. Поэтому, если идёте на собеседование — покажите то, что подходит под эту вакансию.

Собеседование

Ваше резюме идеально, портфолио собрано, время назначено. Впереди собеседование.

Приготовьтесь рассказывать

Идя на собеседование, будьте готовы, что всё то, о чем вы написали в резюме, у вас спросят. И даже больше. Забыли о чем — вспомните. Не помните — уберите.

Когда вам задают вопросы о проекте, который вы показываете, и вы не можете ответить, то у нанимателя появляются подозрения:

  • это делали не вы;
  • это делали вы, но совместно с кем-то, и об этой части приложения вы не знаете;
  • это делали вы, но не вникали в проект.

Разберитесь в терминологии

Иногда случается такое, что вы что-то делали по наитию и какие-то практики в вашей команде назывались одним способом. Вы не разобрались в этом, но написали в резюме.

Например:

Я нанимал для продуктовой команды дизайнера, который должен иметь опыт в АБ-тестировании. Во время собеседования я задавал вопрос про АБ, но получал информацию, которая связана с юзабилити-тестами и никак не относилась к АБ.

Прежде чем написать то, в чем вы не уверены, — откройте интернет и почитайте, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Говорите о своём опыте

Собеседование — это взаимный процесс двух сторон. Наниматель хочет получить опытного сотрудника, а соискатель — хороший оффер.

Как правило, время на собеседование ограничено. Все спешат. В интересах обеих сторон максимально продуктивно обсудить опыт будущего кандидата и ответить на вопросы по процессам, задачам и компании для соискателя.

Не рассказывайте о том, где вы родились, кто были ваши друзья и какие сериалы смотрите. Если всё пройдет хорошо — расскажете об этом будущим коллегам в баре.

Говорите только на профессиональные темы: пару слов вступления, о проектах, навыках и ключевых моментах, которые повлияли на вас как на специалиста.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать пару слов о заработной плате.

Чудесно, когда специалист хочет получать оклад и 200к и 300к. Но оценивайте свой опыт, оценивайте свои возможности, смотрите статистику зарплаты по рынку и не расстраивайтесь, если пока не получается выйти на нужный доход.

Будьте честны и открыты, не приписывайте себе чужой опыт и чужие заслуги. Прокачивайте не только hard-скиллы, но и soft. И я уверен, что компания, которая даст вам всё, что вы хотите, уже ждёт вас на собеседование.