Top.Mail.Ru
Подробный разбор переменных Figma Variables – Мамкин Дизайнер

Подробный разбор переменных Figma Variables

Раз и навсегда разбираемся с функционалом переменных Figma Variables. Изучаем базу и применяем на практике

Переменные — это условные контейнеры, которые содержат в себе значение, которое можно переиспользовать множество раз.

Если в проекте необходимо заменить значение этой переменной, то это можно сделать в одном месте, легко обновив значение во всём проекте.

Кроме того, переменные можно переопределять. Такая возможность есть и в Figma, но прежде чем мы погрузимся в инструмент, давайте немного углубимся в теорию.

Мамкин Дизайнер

Подпишись на телеграм-канал

Что такое переменная

Переменные широко используются в разработке. Конструкция переменной всегда имеет вид ключ: значение.

Под ключом подразумевается название переменной, а в значении указываются данные, которые она должна хранить. Всё просто.

Переменные могут иметь пять семантических стилей написания:

  • camelCase — каждое слово начинается с заглавной буквы, кроме первого;
  • PascalCase — каждое слово начинается с заглавной буквы;
  • snake_case — вместо пробела ставится нижнее подчеркивание;
  • kebab-case — вместо пробела ставится тире;
  • flatcase — все буквы находятся в нижнем регистре и без пробелов.
$variablesName: #FFFFFF; // camelCase
$VariablesName: #FFFFFF; // PascalCase
$variables_name: #FFFFFF; // snake_case
$variables-name: #FFFFFF; // kebab-case
$variablesname: #FFFFFF; // flatcase

Каждый из стилей является правильным. Выбор зависит от языка программирования и контекста использования. Но для переменных в Figma подойдёт любой стиль, который будет удобен и читаем для вас.

На этом с основной теорией всё.

Переменные в Figma

Figma предлагает удобный инструмент, который помогает поддерживать макеты в порядке, переопределять стили и артефакты, а также переключать их в зависимости от условий.

Что можно сохранить в переменную:

  • цвет;
  • число;
  • строку (текст);
  • булевую операцию (да или нет).

Каждое из этих значений можно привязать к заливкам, границам, размерам фрейма, размерам сетки, шрифтам, вариантам компонентов и даже прототипам.

Базовые знания о Figma Variables

Создание переменной

Переменные находятся в правой панели инструментов, когда на основном канвасе не выбран никакой объект. Этот раздел называется «Local variables».

При открытии мы видим пустое окно с предложением создать переменную: цвет, число, строку или булевую операцию (да/нет).

Создание переменной // Figma Variables

Коллекции

Переменные можно разделить на логические группы, которые называются «Collections». Таким способом можно разделить, например, цветовую палитру и числовые значения.

В контекстном меню можно создать коллекцию или переименовать текущую.

Работа с коллекциями // Figma Variables

Наименование переменных

Переменные можно организовать по логическим папкам: название папки / название переменной. Переменные автоматически будут группироваться в панели слева по нужным разделам.

Такой подход используется в Figma давно: в наименовании слоёв, компонентов и стилей.

Нейминг переменных и логические папки // Figma Variables

Переопределение переменных

Одной переменной можно задать несколько тем. Переменная будет содержать в себе несколько значений и переключаться в зависимости от условий, которые для неё установлены. Эта функция помогает, например, создавать несколько тем оформления или языков.

В бесплатной версии возможность создания нескольких значений отсутствует и доступна только с тарифного плана PRO. В PRO-версии доступно до 4 наборов переменных.

Создание нескольких наборов данных одной переменной // Figma Variables

Чтобы создать второй набор переменных, достаточно нажать на «Плюс» справа в верхнем ряду.

Наследование или алиасы

Переменные могут хранить в себе значения других переменных, так называемых алиасов (aliases). Такой способ можно применить, например, при создании цветовой палитры, когда есть набор цветовых примитивов, которые в дальнейшем будут привязаны к семантическим дизайн-токенам.

Создание алиаса переменной // Figma Variables

Настройка переменной

У каждой переменной есть настройки. Некоторые из них повторяют то, что видно на самой панели: название и значение. Дополнительно можно добавить описание переменной, показать синтаксис кода для web, iOS и Android, а также выбрать место, к которому можно применить данную переменную.

На вкладке Scope можно выбрать всё или включить/выключить определённое место. Например, цветовую переменную можно использовать только для границ.

Настройки переменной // Figma Variables

Визуальные метки

Каждая секция или фрейм, для которых включён набор переменных, имеет визуальную метку на панели слоёв. Это позволяет сразу определить, какие параметры активны.

Визуальные метки переменных // Figma Variables

Публикация библиотеки

Как со стилями и компонентами, переменные также можно опубликовать в командной библиотеке. Чтобы запретить публикацию, в настройках переменной включите чекбокс «Hide from publishing».

Публикация библиотеки переменных // Figma Variables

Использование

Выбор, какие наборы переменных должны использоваться, можно настроить для фрейма, секции, самого компонента или даже страницы. То есть фактически, как только объект, к которому привязан набор переменных, попадает в определённую секцию или на страницу, набор переменных переопределяется, и макет меняется.

Давайте разбираться на примерах.

Пример. Цветовая переменная (color)

С помощью переменных цвета можно упорядочивать палитру проекта, привязывать переменные к заливкам, границам, цвету типографики и теням. Цветовые переменные особенно полезны при создании нескольких тем оформления вашего проекта.

Подготовка

Создадим две группы переменных: для светлой и тёмной темы.

На примере ниже представлена собранная палитра по семантике. Каждая переменная обозначает, к чему она будет привязана, и для обеих тем задан свой цвет.

Создание набора переменных для цветовых тем // Figma Variables

Каждому элементу назначаем соответствующую переменную.

Назначение переменной для элемента // Figma Variables

В панели цветов стили и переменные визуально различаются. У стилей превью цвета круглые, а у переменных — квадратное со скруглёнными углами.

После того как переменные привязаны к нужным элементам, достаточно переключить набор переменных в правой панели инструментов в разделе Appearance. За это отвечает иконка палитры.

Переключение набора переменных для объекта // Figma Variables

Результат

Теперь, в зависимости от условий, макет, который попадает в настроенную секцию или на страницу, перекрашивается простым движением. Результат можно посмотреть на видео.

Пример. Числовая переменная (number)

Числовая переменная может быть привязана к различным параметрам, где необходимо изменить число: отступы в Auto Layout, межколонные расстояния в Layout Grid, размеры шрифтов и даже ширину макетов, чтобы в пару кликов создавать адаптивные макеты.

Подготовка

Соберём коллекцию с размерной сеткой адаптивов и несколькими размерами сетки. Воспользуемся тем же подходом с несколькими режимами, которые будут переопределять переменные.

Создадим 4 режима: Desktop, Laptop, Tablet, Mobile — и несколько переменных:

  • width / breakpoint — размер фрейма, в который будет вписываться макет;
  • grid / columnNum — количество колонок в сетке;
  • grid / columnGap — расстояние между колонками;
  • grid / columnMargin — отступы по краям макета.
Создание размерной сетки из переменных // Figma Variables

Привязка переменных

Теперь важно привязать все переменные к тем местам, где необходимо управлять их значениями и переключать режимы.

Привязка числовых переменных // Figma Variables

Результат

Теперь при переключении набора переменных изменяется ширина фрейма и размеры сетки.

Варианты числовых переменных // Figma Variables

Дополнительно можно посмотреть, как работает переключение размерных сеток, на видео.

Пример. Текстовая переменная (string)

Текстовая переменная может содержать символы (текст) и быть привязанной к контенту, вариантам компонентов или шрифтам.

Подготовка

Соберём коллекцию с настройками языковой локали, которую будем переключать в зависимости от языка макета. Воспользуемся всё тем же подходом с несколькими режимами, которые будут переопределять переменные.

Создадим 4 языка: русский, английский, сербский и китайский — и несколько переменных:

  • onBoarding / title — текст заголовка;
  • onBoarding / subtitle — текст подзаголовка;
  • onBoarding / button — текст кнопки.
Создание текстовых переменных // Figma Variables

Привязка переменных

Теперь на каждом макете привязываем текстовое поле к соответствующей переменной. Привязка переменных происходит на правой панели инструментов в разделе «Text».

Привязка переменных // Figma Variables

Результат

Далее, простым способом переключаем режимы переменных для макетов (или отдельных секций/страниц) и получаем переведённую версию макета с автоматически обновлёнными значениями переменных.

Результат применения текстовых переменных // Figma Variables

Такие наборы переменных удобно использовать в мультиязычных приложениях и сайтах. Кроме того, их можно применять для подмены знаков валют в макетах.

Привязка текстовых переменных // Figma Variables

Пример. Булевая переменная (boolean)

Булевая переменная — это логический тип данных, который хранит значения true (истина) или false (ложь). Её можно использовать в связке с компонентом, где требуется управлять отображением или скрытием его элементов.

Создание переменной

Допустим, у нас есть компонент карточки записи с изображением и описанием. Эти элементы могут скрываться в зависимости от контекста использования компонента.

Пример компонента с булевой переменной (в интерфейсе Figma это выглядит как переключатель true / false):

Создадим переменную типа Boolean. Настроим два набора значений:

  • Полный вид (изображение и описание отображаются).
  • Короткий вид (элементы скрыты).

Привязка переменной

Привязка переменной выполняется не к мастер-компоненту, а к его экземпляру (instance).

Выберите экземпляр компонента. В правой панели инструментов найдите свойства, связанные с отображением элементов. Замените статические значения на булевую переменную.

Результат

Помещаем компонент в настроенную секцию, переключаем набор переменных — и видим, как элементы отображаются или скрываются в зависимости от выбранного режима.

Результат в действии можно увидеть на видео.

Заключение

Переменные в Figma — это несложно. А главное — полезно.

С ними легче поддерживать порядок в проекте, переиспользовать значения и быстрее вносить правки. Один раз настроили — и переключаетесь между светлой и тёмной темой, языками или вариантами компонентов в пару кликов.

Переменные:

  • экономят время;
  • убирают дубли;
  • делают макеты гибкими и масштабируемыми.

Начать можно с малого: заведите цветовые переменные или числа для адаптивов. Со временем переменные станут вашей опорой в построении системного и удобного дизайна.

Мамкин Дизайнер

Подпишись на телеграм-канал